9 ноября 2013 г.

Что значит хороший учитель?

Учителей, как и родителей, пока что не выбирают. И плоды учительского, как и родительского труда видны не сразу. Только через несколько лет можно увидеть, чему научил учитель. И от того, какой тебе попался наставник, может зависеть многое в жизни.

Яков Григорьевич Штерман на уроке в 5 классеЧто значит хороший учитель? Почему одних помнят всю жизнь, а о других забывают, выйдя за порог школы. А есть и такие, при упоминании только имени которых люди встают и аплодируют. Это полное и всеобщее признание учительского труда и таланта. Именно к таким учителям относится заслуженный учитель России учитель русского языка и литературы Яков Григорьевич Штерман. Чем же он был так хорош? Ведь Яков Григорьевич задавал много заданий на дом, заставлял много учить, читать дополнительную литературу, ходить в библиотеки, самостоятельно мыслить и на отличные оценки был скуп. Зато ему никогда не было стыдно за своих отличников. Он был очень строг и требователен. Ленивому ученику он прямо говорил о том, что он лентяй. И от прогульщика не скрывал, что тот прогульщик. На его уроках трудно было представить зевающих, лежащих на партах с телефонами в руках учащихся, желающих поговорить между собой на отвлеченные темы. Все эти действия жестко пресекались. Яков Григорьевич уважал свой предмет и заставлял других его уважать. «Наградой» ему за это были жалобы нерадивых учащихся в вышестоящие инстанции с просьбой «принять меры». И Якову Григорьевичу приходилось объяснять «свое поведение». Но время – самый лучший судья и все ставит на свои места. И тот, кто жаловался тогда и был недоволен методами работы Якова Григорьевича, теперь гордится, что учился у этого человека. А разве по-другому работала Таисия Иванова Аксенова, заслуженный учитель России, учитель математики, или Галина Ивановна Абрамова, заслуженный учитель России, учитель начальных классов, или Тамара Викторовна Казанцева – отличник просвещения, учитель ИЗО – черчения и многие другие. Их любили и любили их предмет. Любой предмет становится любимым, если его ведет профессионал.

Надежда Федоровна МандрикВ настоящее время в нашей школе работает учитель, которого многие за глаза называют «Штерман в юбке». Это Надежда Федоровна Мандрик, учитель химии, отличник образования Российской Федерации, дважды обладатель гранта «Соросовский учитель». Надежда Федоровна известна своей строгостью и принципиальностью. Она прекрасно владеет своим предметом. С учениками открыта и честна. Это человек слова и дела. Если она что-то пообещала, то можно не сомневаться – это будет выполнено точно и в срок. Детей очень трудно обмануть, они чувствуют искреннее желание учителя дать им знания. Химия очень непростой предмет. И чтобы увлечь этим предметом детей, надо быть действительно настоящим профессионалом.

Учение – это труд. А учиться хочется не всем. И «разногласия», как правило, случаются не с теми, кто хочет учиться, а с теми, кто сам не учится и другим мешает. И источником всех своих бед они видят не собственную лень, а требовательного учителя. В современной школе таких ребят очень сложно призвать к порядку. Если раньше нерадивого ученика убеждали в том, что надо учиться и учитель в этом прав, то в наше время правыми оказываются нерадивый ученик, его «любящие» родители, а учитель кругом виноват.

И все-таки что значит хороший учитель? Тот, который требует, или тот, который жалеет? Тот, который ставит двойку за невыученный урок, или тот, который боится расстроить ученика и его родителей? Тот, который блестяще знает свой предмет и на одном дыхании проводит урок, или тот, который…

Я за учителя-профессионала.

М.Н. Константинова, учитель школы №49.

Фото из архива

школы №49.

Газета «Слюдянка», 8 ноября.

В рубрике: Новости города    


Поделитесь ссылкой в: