Доброта с годами не стареет

Доброта с годами не стареет

 

 С педагогом Верой Алексеевной Евдокимовой я познакомилась, придя к ней домой. Хоть в школе она уже и не работает, но в её доме по-прежнему звучат голоса школьников, здесь они частые гости: приходят на дополнительные занятия подтянуть свои знания. Поэтому она и сейчас, в свои 84 года, в курсе школьной жизни, с радостью готова поделиться своим богатым опытом.

Вера Алексеевна родилась в Слюдянке в 1937 году. Дедушка по отцовской линии в начале 20 века приехал сюда из Рязанщины тянуть железную дорогу, от него и пошла династия железнодорожников. «Железная дорога – это наш хлеб, наша любовь», – не скрывает Вера Алексеевна своей гордости за родных.

Родительский дом находился рядом со школой № 50, в которой в годы войны располагался госпиталь. Хорошо помнит, как привозили со станции на грузовиках раненых, как выносили из ворот хоронить умерших. У выздоравливающих бойцов дети покупали кусочки хлеба, просовывая деньги через щели забора (взрослым бойцы хлеб не продавали). Запомнила маленькая Вера и начальника госпиталя Виталия Порфирьевича Снедкова, его благородную внешность, аккуратную бородку: рано утром, всегда серьезный, он шел по улице Слюдянских Красногвардейцев к госпиталю. Когда во втором классе из школы № 51 ребята перешли в уже переформированную после госпиталя школу № 50, там стоял стойкий запах лекарств, который долго не выветривался из старых деревянных стен.

Как дети любили стою старенькую, но такую теплую уютную школу! Хоть пол на втором этаже ходил ходуном, а уроки физкультуры проходили в коридоре на первом этаже. Зато после уроков вечерами всегда можно было пообщаться, поиграть, никто никогда не выгонит. Директоров, Нину Михайловну Балобанову и сменившего её Федора Федоровича Девяткина, ребята просто обожали, даже, можно сказать, боготворили. Вспоминаются потрясающие октябрятско-пионерские «посиделки» в зале с занавешенными окнами, посредине «горит» имитация костра, и Нина Михайловна (она преподавала историю) рассказывает о Великой Отечественной войне, о её героях, о наших земляках.

А сколько было веселой суматохи при подготовке к Новому году! Девочки разучивали танец «снежинок», родители обязательно старались сшить костюмы, несмотря на то что в послевоенные годы любой кусочек ткани был дефицитом. Наверное, эти детские впечатления радости общих дел и праздников впоследствии зажгли в Вере Алексеевне огонёк задора и желание дарить эти эмоции своим ученикам.

В начальной школе, как многие девочки, Вера была очарована профессией учителя. С малышней во дворе играла «в школу», проверяла «тетради», сделанные из каких-нибудь клочков – бумаги то не было. «А я и сейчас хочу проверять тетради! »- смеется Вера Алексеевна. После школы она поступила в Иркутский педагогический институт и, окончив его, по распределению пошла работать в школу № 1. Кроме основательной подготовки к урокам русского и литературы, она с энтузиазмом бралась за внеклассную работу: для смотра художественной самодеятельности разучивала с детьми танцы, вела фотокружок со своим ФЭДом и всеми фото принадлежностями, организовывала турслеты, играла в драмкружке ДК «Горняк». Когда молодая учительница шла из школы, влюбленные ученики провожали её шумной стайкой до самого дома. Они и теперь звонят со словами благодарности за ту интересную школьную жизнь, за доброту, за внимание к каждому. Жизнь забросила Веру Алексеевну в Приморский край. Более тридцати лет проработала она сначала в вечерней, потом в общеобразовательной школе Дальнегорска. И здесь неуемная энергия Веры Алексеевны не оставляла ей свободного времени, благо должность завуча по внеклассной работе, а летом – директора оздоровительного лагеря давали возможность проявить в полной мере творческую фантазию и талант организатора. Чего стоят только наблюдения за ночным небом в ожидании прилета НЛО! Какой учитель согласится сидеть с ребятами несколько вечеров подряд у реки, вглядываясь в звёздные миры? А как вам отрядный марш с барабанным боем ранним утром по улицам городка в День пионерии? Сколько всего было, сейчас и не вспомнить. Когда дети Веры Алексеевны (дочь и два сына) выросли и разъехались, она решила вернуться в Слюдянку. Здесь её уже ждала родная 50-я школа, в которой она проработала, по её словам, «в счастье» до 70-ти лет. И опять всё тот же неуемный характер не давал ей покоя, не могла она просто отвести уроки и уйти домой. На общественных началах она взялась за организацию школьного музея. Вместе с ребятами и учителями собирала материал, оформляла первые стенды.

Интересное наблюдение высказала Вера Алексеевна: когда меняется положение в стране, обязательно жди перемен в школе, и не всегда эти перемены к лучшему. Если говорить о сегодняшнем дне, далеко не всё ей нравится. Занимаясь с ребятами, она видит, какие слабые знания у сегодняшних школьников, как мало они усваивают на уроках. «Вот он только пришел со школы, а уже не помнит, какую тему проходили сегодня», – огорчается Вера Алексеевна. Она невольно задается вопросом, с чем это связано. То ли ученики стали более рассеянными, то ли учитель не уделяет всем детям должного внимания, недостаточно контролирует, как они усваивают материал. До сих пор, готовясь к занятиям, она пишет поурочный план, продумывает до мелочей, как лучше донести до ученика ту или иную тему. «Вот взять интернет, вроде очень полезная вещь», – рассуждает Вера Алексеевна, все можно узнать, но большинству он не помогает. Ребята не ищут там полезную информацию. Например, задали сочинение о мужестве. А что это такое? Ведь чего проще открыть телефон и прочитать об этом понятии, но у ребят даже не возникает такой мысли». Сама Вера Алексеевна и сейчас старается не стоять на месте, узнавать новое и отдавать – отдавать свое сердце детям, вот только пусть оно бьется без перебоев!

Стелла Какора.


Поделитесь ссылкой в: