1 августа 2014 г.

Безотказный Бато Павлович

В руководстве Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» накануне Дня железнодорожника посоветовали мне поговорить с Б.П. Цыбендоржиевым, сварщиком конвейерного цеха. При этом было сказано: он хоть и на пенсии, но работает так, что многим молодым у него можно и надо поучиться. В общем, немного заинтриговали…

Придя на предприятие, прежде всего обращаюсь к мастеру заготовительного отделения конвейерного цеха И.В. Рожковой сказать несколько слов о Б.П. Цыбендоржиеве.

мастер Ирина Викторовна РожковаКомментарий Ирина Викторовна дает краткий:

– Бато Павлович работает сварщиком пятого разряда. Это очень ответственный человек, дисциплинированный. Если надо для цеха что-то обязательно сделать, остается и после работы. На работу он приходит почти всегда первым, уходит, когда все уже ушли. В общем, безотказный сварщик, работает без брака, всегда выполняет задание и с высоким качеством.

После такой исчерпывающе позитивной характеристики сложно что-либо добавить непосредственно по работе, поэтому прошу Бато Павловича для начала рассказать немного о себе.

Б.П. Цыбендоржиев:

– Я на предприятии с 2001 года, до этого работал в Бурятии на ремонтно-механическом заводе, сначала слесарем по ремонту оборудования. А когда получил образование, оно у меня средне-техническое, стал работать сварщиком. Женат, у меня трое детей и пять внуков. Дети, внуки живут в Улан-Удэ,  Иркутске и в Москве.

– Сварщиком легко стать, как Вы считаете? Или это кому-то дано, а кому-то нет?

– У всех по-разному, конечно. Когда я работал слесарем, мне было очень интересно смотреть за работой сварщиков: огонек, металл, искры и дым… Поначалу наблюдал, потом, когда никто не видел, попробовал самостоятельно варить. Более опытные ребята увидели, что, оказывается, я могу варить, сказали: «Давай получай специальность». Я и поступил на вечернее, а после окончания учебы стал работать сварщиком третьего разряда.

сварщик Бато Павлович Цыбендоржиев– На Ваш взгляд, отличается ли работа сварщика в конвейерном цехе на ремонтном железнодорожном предприятии и, например, где-то в другом месте? И есть у Вас какие-то свои секреты или, говоря по-другому, наработки, которые специалист получает только на практике?

– По большому счету – нет разницы, где работать сварщиком. Нас же всех обучали одному ремеслу – уметь варить во всех пространственных положениях: нижние швы, горизонтальные, вертикальные, потолочные. С проваром также учили – это весьма ответственный момент сварки. Хотя у нас, занятых на ремонте железнодорожной техники, конечно, есть свое разделение труда: кто-то рамы варит, кто-то –  кабины. В нашем цехе три сварщика: один занимается только ремонтом автосцепок, а это, конечно, очень ответственный узел. Сергей Евстратов у нас автосцепками занимается, у него специальный допуск именно на эту работу. Я в настоящее время выполняю больше наплавку валов и мелких деталей, якорей к двигателям. Наплавляю валы в изношенных местах, потом они идут к токарю на проточку. Есть здесь свои тонкости: чтобы вал не повело, надо грамотно, равномерно наплавлять со всех сторон. Не надо при этом спешить. Или перегреешь при наплавке якорь, поторопишься, тоже будет брак. Так что для нас очень важны терпение и сноровка.

– Вы с чертежами работаете? И как повышаете квалификацию?

– Да, работаем. Больше  скажу, в последние годы мы осваиваем ремонт современной железнодорожной техники, более мощной. Так порой и не знаю сначала, как деталь называется. Потом технологи готовят документацию, дают чертежи, там и название есть, конечно, вот по ним смотришь и делаешь, как надо. С чертежом работать, наплавлять деталь, конечно, удобнее, там все размеры указаны, все понятно.

В июне меня отправляли на аттестацию, на подтверждение разряда в ГАЦ (головной аттестационный центр), в Иркутске. В течение пяти дней мы, сварщики, проходим аттестацию каждые два года, сдаем практический экзамен. Причем сейчас изменился подход: раньше теория была впереди. Сейчас практика. Если экзамен по практике сдал, то потом и теорию сдаешь. Без практики до теории не допускают, серьезно все очень.

– Бато Павлович, Вы все о работе да о работе! Отдыхаете-то как? Есть увлечения?

– Рыбалка – вот это отдых! Мы с сыном Александром во время отпуска рыбачим на удочку на Селенге или Гусином Озере. А в апреле ездим на подледный лов – сорога так клюет, что … Не передать словами! На рыбалке душу отвожу.

*   *   *

Время поджимало, надо было уходить из цеха, и, прощаясь, Б.П. Цыбендоржиев сказал:

– Я порой жду, когда мне скажут: «Все, отдыхай…». Но не просят пока, я и работаю. В Европе многие мужчины по законодательству уходят на пенсию в 65 лет. Возможно, я тоже в таком возрасте уйду. Хотя на пенсию сильно не проживешь, тем более, что не хлебом единым сыт человек.

…Потому и не просят увольняться, подумалось мне, ибо такие специалисты встречаются не так часто. Бато Павлович ведь не только сварщик, специалист, он и как человек вызывает уважение за отношение к труду и отзывчивую добрую душу.

Подготовил

В. Полторадядько,

фото автора.

На снимках – мастер Ирина Викторовна Рожкова, сварщик Бато Павлович Цыбендоржиев.

Газета «Слюдянка», 1 августа.

В рубрике: Новости города    


Оцените:
Поделитесь ссылкой в: