Главная > Новости > Новости культуры и спорта > К 85-летию города Слюдянки.

Новости культуры и спорта

7 июня 2021 г.

К 85-летию города Слюдянки.

 

  Владимир Кузьмич Чунаев с юности обладал деятельным и бойцовским характером. Окончив девять классов школы № 2 города Слюдянки, он поступил в железнодорожное училище в Нижнеудинске. Общежитием студентов не обеспечивали, приходилось снимать квартиру. Чтобы не обременять родителей и хоть немного зарабатывать, организовал бригаду для подработки в свободное от учебы время – разгружать вагоны. Перед уходом в армию успел поработать полтора года помощником машиниста электровоза в Вихоревке. Большой школой жизни для юного Владимира стала служба в рядах Советской армии. Когда он вместе с другими призывниками ехал в воинском эшелоне из Иркутска во Владивосток, то познакомился с капитаном 1 ранга, который посоветовал пойти учиться на штурманского электрика в учебный отряд подводного плавания. Владимир прислушался к совету бывалого моряка. После учебки, как отличнику военной подготовки, ему предоставили право выбора места службы: Камчатка или Бухта Павловского Шкотовского района Приморского края, где в те годы располагалась база атомных подводных лодок Тихоокеанского военно-морского флота СССР. Владимир выбрал последнее и попал в 26-ю гвардейскую дивизию атомных подводных лодок. Крейсерская лодка К-56 стала для него родным домом на целых три года, приняв эстафету от подводной лодки С-56, которая прошла вокруг земного шара без всплытия и порулила звание гвардейской. После успешной сдачи экзаменов, молодой подводник был назначен старшим специалистом, позднее – старшиной команды. Это очень почетно – получить гвардейскую ленточку! А учеба, уточняет Владимир Кузьмич, была не из легких, но очень интересная: нужно было за полгода освоить астронавигационную систему, прибор «Лира» и многое другое. И, конечно, команда лодки – это сплоченный, дружный коллектив, ни о какой дедовщине не могла быть и речи, любые её проявления пресекались очень строго. Лодка выполняла боевое дежурство, охраняя границы Родины. Демобилизовавшись в 1969 году, Владимир вернулся в родной город и уже через месяц устроился в Локомотивное депо помощником машиниста. На протяжении 40 лет работы на одном предприятии, Владимир Кузьмич занимал разные должности, одной из первых ступенек стала работа машинистом электровоза. Ему выпало освоение и обкатка вводившейся автоблокировки и локомотивной сигнализации на участке Слюдянка – Мысовая. В 1973 году он принял участие в обкатке горного участка Слюдянка- Суховская. Новые электровозы ВЛ -10, а затем утяжелённый ВЛ-10У требовали особых навыков. Целеустремленного и ответственного молодого машиниста заметил заместитель начальника депо по эксплуатации Валентин Михайлович Гаевой. Он предложил Владимиру поработать с учеными из Новосибирского железнодорожного института на динамометрическом вагоне. Это был большой опыт исследовательских экспериментов, которые позволили понять, как ведет себя локомотив в различных аварийных и внештатных ситуациях. Была освоена категория вождения поездов весом 5 тыс. т., а затем 6 и 7 тысяч. В это же время Владимир поступил в Улан-Удэнский железнодорожный техникум. Позднее закончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта. Работая в должности машиниста – инструктора, пристальное внимание направил на общественный контроль. Неоценимый вклад в 90-е годы внес Владимир Кузьмич в работу по переводу горного участка на переменный ток, за что был награждён именными часами начальника дороги. Инструкциями, которые он разработал совместно с Виталием Васильевичем Рудых, железнодорожники пользуются до сих пор.

Владимира Кузьмича всегда отличали такие черты характера, как честность, непредвзятость, справедливость. В должности председателя профкома Владимир Кузьмич имел смелость не согласиться с решением непререкаемого авторитета, начальника дороги Геннадия Павловича Комарова, который распорядился наказать весь коллектив Локомотивного депо за случившуюся на дороге аварию и лишить всех поголовно премии. Владимир Кузьмич справедливо считал, что люди непричастные к аварии, не должны отвечать за работу локомотивной бригады, допустившей брак в работе. И даже угроза лишиться должности не позволила ему отказаться от отстаивания своей правоты.

В 1981 году произошла страшная авария на станции Слюдянка, в результате которой погиб помощник машиниста. Встал острый вопрос о безопасности движения и Владимиру Кузьмичу предложили возглавить Совет безопасности. Благодаря неформальному отношению к работе, действенной работе общественного контроля, вниманию к соблюдению режима отдыха машинистов и помощников, пересмотрев многие положения Совета, внеся новшества, такие как Дни машиниста, предприятие смогло значительно повысить качество вождения поездов. Из отстающих предприятие быстро стало лидером в соцсоревновании и неоднократно занимало призовые места за безаварийную работу. В 1988 году Владимир Кузьмич заслуженно был награжден знаком «Почетный железнодорожник» и знаком «За безопасность движения».

Какую бы работу ни поручали Владимиру Кузьмичу, окунаясь в нее с головой, везде его пытливый ум находил возможность улучшить существующую систему, внести что-то новое, что позволяло более эффективно использовать имеющийся потенциал.

Работая машинистом-инструктором по обучению, Владимир Кузьмич вменил новую форму обучения. После окончания дорожно-технической школы машинисты еще год должны были совершенствать свое мастерство под его личным контролем. И это принесло свои плоды: никто из молодых машинистов не совершил ни одной аварии и не допустил брака в работе. Своим методом обучения и общественного контроля Владимир Кузьмич щедро делился, выступая на техшколах в Вихоревке, Нижнеудинске.

Видя, что Локомотивное и Вагонное депо, находящиеся в непосредственной близости и используя одни и те же рельсы, мешают работе друг друга, перегораживают пути, он высказал мысль об объединении двух предприятий. Эта идея нашла поддержку у начальника дороги и не потеряв ни одного работника, сумев сохранить коллектив, объединение состоялось. За работу по реорганизации цехов и всего предприятия Владимир Кузьмич был награжден знаком «Заслуженный работник транспорта».

В трудные 90-е годы, когда с финансами было не густо, он, возглавляя профсоюзный комитет, предложил объединить средства всех коллективов в «один котел» для более рационального их использования. Создав Узловой совет профсоюзов, взвалил на свои плечи груз ответственности за работу пионерского лагеря «Байкал», за обеспечение его продуктами. И сейчас с благодарностью вспоминает руководителей, всех кто помогал, чтобы жизнь в «ребячьей республике», в которой отдыхали не только дети железнодорожников, но и детского дома, была комфортной: корпуса были переведены с печного отопления на бойлерное, заменено кухонное оборудование, улучшено питание детей с 3-х до 5-ти разового.

Перед выходом на пенсию Владимир Кузьмич работал дежурным по депо, и в этой сфере он нашел что улучшить, предложив новые схемы формирования локомотивных бригад, графики вызовов. «Мелочей в работе не бывает», – убежден Владимир Кузьмич. С таким же посылом выросли его четверо детей, а теперь растут девять внуков и пять правнуков.

Сегодня, продолжая трудиться в должности председателя Узлового совета ветеранов, Владимир Кузьмич делает все, чтобы работа Совета была плодотворной. Благодаря содействию городской администрации, в распоряжение Совета ветеранов предоставлено просторное, уютное помещение. Здесь можно не только собраться расширенным составом Совета, принять посетителей, но и напоить всех чаем, пообщаться в дружественной обстановке. В преддверии праздника Дня железнодорожника поздравляю Владимира Кузьмича, а в его лице всех железнодорожников Слюдянки с профессиональным праздником и желаю крепкого здоровья!

 

  Вета Иннокентьевна Бутакова родилась 26 апреля 1937 года в старинном купеческом, очень красивом городе Кяхта, в котором в те годы еще сохранилось много храмов. Когда началась война, маленькую Вету взяли к себе в Тунку дедушка с бабушкой, оба они работали в совхозе, и жизнь там была немного, но сытнее. Вета Иннокентьевна помнит, как с ребятишками собирала на полях колоски, за что их нещадно гоняли. Здесь Вета пошла в первый класс. В конце 45 года вместе с мамой и младшей сестрой она переехала в Слюдянку (отец к тому времени погиб). Тяжелые это были голодные годы. И сейчас она не может вспоминать их без волнения. Особенно врезался в память один эпизод холодного декабрьского дня 1946 года. С восточной стороны вокзала был хлебный киоск, в котором отоваривали карточки. И вот, получив хлеб, приходит Вета домой, и, снимая с худеньких рук большие солдатские рукавицы, с ужасом понимает, что обронила хлебные карточки. Этот страх оставить своих близких без хлеба гонит её пулей лететь назад, к киоску. Но равнодушная продавщица захлопывает перед носом окошко. С горьким плачем идет маленькая девочка через железнодорожные пути, на которых трудятся пленные японцы. Один из них на ломанном русском спросил, что случилось, сквозь рыдания Вета ответила, что потеряла карточки. Солдат раскрыл ладонь и вложил ей что-то в руку. Еще не веря, стремглав бежит она домой, боясь разжать ручонку – действительно, это оказались те самые ценные хлебные карточки. В одну минуту враг стал ей самым дорогим другом, хотя, конечно, она не запомнила лицо этого японского солдата. Но с тех пор, идя мимо пленных, всегда отдавала крайнему из них кусочек хлеба.

Дети военной поры очень быстро взрослели. В школе № 51 попала Вета к учителю Галине Ивановне Абрамовой, белокурой красавице с большой косой. Вета была подвижной и смешливой, и частенько её в наказание выпроваживали за дверь. И как итог – она осталась на второй год во втором классе. Вета Иннокентьевна благодарна своей учительнице, которая впервые привела их в Дом культуры «Железнодорожников». На все школьные годы клуб стал для Веты вторым домом, в котором она проводила все свободное время. В какие только кружки она ни ходила: в драматический, танцевальный, хоровой. Не забыть очень доброго, вкладывающего душу в детей, прививавшего им основы гармонии, вкуса, этики, влюбленного в свое дело баяниста Александра Москвина. В старших классах здесь же окончила курсы кройки и шитья, которые вела Мальцева Лидия Ильинична. Какие выставки работ оформлялись – загляденье! Шить получалось у Веты так хорошо, что руководитель кружка находила ей заказчиц, и не только на платья, но и на пальто. А еще в здании клуба располагалась очень богатая библиотека, которая на всю жизнь пробудила тягу к чтению. Директор клуба Сорокин Евгений Павлович разрешал кружковцам посещать концерты и вечера танцев бесплатно. Это ли не счастье! Кто только ни приезжал в Слюдянку: артист Михаил Пуговкин, ансамбль Забайкальского военного округа, цыганский ансамбль, цирк лилипутов…После школы Вета поступила в Улан-Удэнское техническое училище и, получив рабочую специальность «электромеханик», вернулась в Слюдянку, устроилась в Дистанцию сигнализации и связи. Направили ее в Слюдянку -2 обслуживать устройство СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка). Еле выдержала 11 месяцев: в холод, в снег, в дождь надо было работать на улице, без всякой возможности погреться, не говоря уже ни о каких удобствах. С одной стороны работают солдаты, с другой стороны – заключенные тянут путь. «Хорошо еще, что рядом был напарник дядя Гоша Ясинский, взял меня под свою опеку», – вспоминает Вета Иннокентьевна. «Сбежала» на «Перевал». Работала на подстанции, обслуживала оборудование. Через несколько лет вернулась на железную дорогу в родное предприятие. Свою работу считала не только очень ответственной, но и очень интересной. На контрольном пункте надо было проверять исправность сигналов и связи электропоездов. Во время реорганизации участвовала в монтаже автоматической станции связи. Отдала этой работе тридцать шесть лет, удостоившись высокого звания «Почетный ветеран железнодорожного транспорта». Награждена медалью «Ветеран труда». Заслужила признание и уважение коллектива, сменив на посту председателя Совета ветеранов ШЧ-7 Егорову Веру Сергеевну. В этой должности она трудится уже 25 лет. И даже уйдя на заслуженный отдых, остается верной своему хлопотному делу, всегда рядом со своими подопечными: навещает в трудную минуту, провожает в последний путь, поздравляет с праздниками, для каждого найдет доброе слово, окажет необходимую помощь.

С любимым мужем Иннокентием Сергеевичем, тоже железнодорожником, Вета Иннокентьевна прожила сорок лет. Благодарна мужу за то, что поддерживал её в стремлении учиться. Интерес и понимание в необходимости образования пришло, как она сама признается, уже во взрослом возрасте. Из всей компании железнодорожников, с кем Вета Иннокентьевна поступила и заочно окончила железнодорожный техникум, только ей одной хватило настойчивости не спасовать и продолжить обучение в высшем учебном заведении, остальные под разными предлогами «сдулись». Но не такой характер у Веты Иннокентьевны, чтобы отказываться от намеченной цели. Так что и Хабаровский железнодорожный институт покорился упорной и целеустремленной Вете Иннокентьевне.

Душевное тепло и внимание отдавала внуку Сергею, жила его успехами и проблемами. Хорошо зная, как необходимо образование, не позволила бросить институт и с курсовой помогла, вовремя увидев закравшуюся в расчёты ошибку. Зато какая была радость, когда внук защитил диплом! Теперь радуется успехам правнучки Полины, ученицы 3 -го класса. Все было в жизни Веты Иннокентьевны: успехи и разочарования, счастье и горе, но она остается все такой же позитивной, активной, жизнерадостной, ведь рядом любимые коллеги и верные друзья.

 

 

   Агриппина Никандровна Плахова родилась в 1925 году в Тулуне. Отец работал кузнецом, был виртуозом, на все руки мастер, мама- домохозяйка. Дед из польских ссыльных. В семье выросли пять детей: три дочери и два сына. Агриппина была самой младшей. Крестили её в церкви и нарекали по святкам. Вспоминает свое голодное, босоногое детство. С малых лет нанималась за стакан молока и кусок хлеба на разные работы: и грядки прополоть, и за детьми приглядеть, и воды натаскать на коромысле. На равных с братьями ездила в лес за дровами, валили сухостой, привозили домой на самодельных санях. Во время войны помогали колхозам на полевых работах, собирали ягоды, грибы, лекарственные травы. «Одевались во что придется», – вспоминает Агриппина Никандровна. Первое новое ситцевое платье подарил ей старший брат. А так, мама из своей старой юбки отрежет пару клиньев и сошьет какое-никакое платьице. Самым большим желанием было наесться досыта хлеба. Как-то приехал в гости двоюродный брат и на вопрос «Что хочешь?» ответила: «Хлеба».

Рано осиротела: когда Агриппина училась в 10 классе, мама умерла, а папа – еще раньше, до войны. Отняла война и брата, из двоих только один вернулся живым с фронта. От горя растерялась, перестала ходить в школу, хорошо, что соседка настояла продолжить учебу и закончить 10-й класс. После школы поступила в тулунский учительский институт на естественно-географический факультет, который по окончании выдавал диплом неоконченного высшего образования. Осенью нанялась копать картошку в колхозе, этой же картошкой с ней и рассчитались за работу; картошка да небольшая стипендия – вот так и выживала. Многие подруги по повесткам из военкомата были призваны для работы в госпиталях.

Тяжелое, суровое время. А хотелось хоть чего- то красивого, наверное, поэтому не любит Агриппина свое имя, даже хотела поменять. «Но хорошо, что этого не сделала», – говорю я ей. Ведь если в нашем городе сказать «Агриппина Никандровна», почти каждый житель поймет о ком идет речь. После учебы юная Агриппина приехала в Слюдянку, где уже жила со своей семьей её старшая сестра. По распределению устроилась работать в школу № 50, сначала на полставки. За долгие годы педагогической деятельности работала в школах 51, 8, 49. Всегда старалась, чтобы уроки были интересными, увлекательными. Одной из первых стала вживлять в ткань урока музыкальные фрагменты, пользовалась материалами из журнала Кругозор, покупая их в киосках «Роспечати». Дети такие уроки запоминали на всю жизнь и не раз в последствии благодарили любимого педагога.

Практически сразу Агриппина Никандровна включилась в общественную работу в райкоме комсомола, участвовала в создании комсомольских дружин. Вместе с другими общественниками выезжала в Андрияновскую, Ангасолку, Подкаменную принимать молодёжь в комсомол, с вечерами художественной самодеятельности. Много лет возглавляла комсомольскую, а позднее и партийную организации школы, работала завучем по внеклассной работе. Каких только мероприятий ни готовила! И общешкольный турслет организовать, и День Победы провести на высочайшем уровне – все ей было по плечу. Водила ребят в походы на Хамар-Дабан, Комар, Лазурку. Особенным был многодневный маршрут «Юных следопытов» по местам боевой славы от Слюдянки до Мысовой. По итогам этой исследовательской экспедиции вместе с ребятами оформили замечательный «альбом – раскладушку» с описанием исторических мест, рассказами ветеранов и фотографиями. Не побоялась отправиться со своим классом в самостоятельную туристическую поездку по ленинским местам в село Шушенское. Заранее договаривалась о жилье с интернатом в Абакане, решала многие другие непростые организационные вопросы. Итоговый традиционный альбом об этом незабываемом путешествии, изготовленный своими руками, ребята подарили любимой школе. А как забыть поездку с учащимися 49-й школы на сельскохозяйственную выставку на ВДНХ в Москву? А еще Агриппина Никандровна вела кружковую работу, сотрудничала с лесничеством – с детьми сажали деревья, саженцы, собирали дикоросы. Заочно окончила с отличием педагогический институт, который располагался сначала в Иркутске, а на последнем курсе географический факультет был переведен в Читу. Вспоминает, что в группе было много ребят после армии, которым сложно давалась учеба, всегда приходила на помощь, на экзаменах готовила ответы на свои билеты и на билеты одногруппников.

В 1970 году Агриппине Никандровне предложили возглавить пионерский лагерь «Байкал». Переживала, получиться ли, советовалась с родными, браться ли за такое ответственное дело. В весенние каникулы в Ангарске прошла обучение работников пионерских лагерей. И все получилось как всегда на высшем уровне! В течение 25 лет она была бессменным начальником этой «ребячьей республики». Бережно хранит Книгу отзывов, в которой детские трогательные слова благодарности с пожеланиями устраивать почаще дискотеки перемежаются с впечатлениями руководителей отрядов не только из многих городов России, но и из Чехословакии, Германии. С теплотой вспоминает коллектив педагогических работников, техперсонала и поваров – всех тех, кто интересно развлекал, вкусно кормил, создавал уют, делал летний отдых детей полезным, веселым и здоровым. А когда на посту директора лагеря её сменил более молодой коллега, не посчитала зазорным еще пять лет поработать в прачечной. И всегда была готова подсказать, если к ней обращались за советом и помощью. С мужем Валентином Петровичем, участником войны, Агриппина Никандровна вырастила двух сыновей. Но потеря близких и тут не обошла стороной. Много лет ухаживала за тяжело больной сестрой, помогает внукам, племянникам.

Агриппина Никандровна является самым преданным «старожилом» Районного Совета ветеранов, на её веку сменился уже ни один председатель этой общественной организацией. Заведовала сектором патриотического воспитания, проводила и организовывала мероприятия – встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, помогала ветеранам оформлять документы на получение жилья. И теперь не мыслит себя вне этой организации, где у нее столько друзей, а возможность видеть их дорогие лица доставляет ей радость, желание жить. Агриппина Никандровна – ветеран труда, труженик тыла, заслуженно носит звание «Почётный житель Слюдянского района».

 

    Виктор Васильевич Аляев родился 17 августа в 1951 году в Слюдянке. После окончания школы № 51, поступил в железнодорожное училище города Зимы. Выбирался старостой группы, старостой училища. За отличную учебу был поощрен поездкой к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина в город Ульяновск. После окончания училища «с отличием», как молодой специалист, направлен на работу в Локомотивное Депо Слюдянки помощником машиниста, а позднее, окончив курсы машинистов, стал работать машинистом электровоза. Заочно окончил железнодорожный техникум в Улан-Удэ. Являясь активным комсомольцем, Виктор Васильевич избирался комсоргом, пользовался большим уважением коллег и в 1974 году был удостоен чести стать делегатом 17-го съезда Коммунистического Союза молодежи. Вел эстафетный поезд с продукцией Целлюлозно-Байкальского комбината и Иркутского алюминиевого завода от Байкальск до Москвы. В Слюдянке на перроне состоялся митинг, на котором ветераны труда с напутственными словами провожали в путь земляка- делегата. Поезд по графику дошел вовремя до Москвы. Участие в съезде стало одним из ярких эпизодов жизни Виктора Васильевича. Эта поездка запомнилась многочисленными незабываемыми встречами и экскурсиями. Посетив музей космонавтики в Звёздном городке, побывал в кабинете Юрия Алексеевича Гагарина. Здесь все сохранилось так, как было при жизни первого в мире летчика-космонавта, на столе замер на дате его гибели настольный календарь, обожжённый партбилет…Особенно обстоятельно удалось поговорить с нашим земляком, Борисом Валентиновичем Волыновым, который родился в Иркутске. Он много рассказал о полетах, о работе на орбите, о своих коллегах. Одна девушка спросила: «Как Вы себя чувствовали в невесомости?» На что, заметив у нее на груди значок «мастер парашютного спорта», Борис Валентинович задал встречный вопрос: «А как Вы себя чувствуете, когда выпрыгиваете из самолёта и парашют еще не раскрывается?» «У меня вырывается «Ах! » «Так вот эти «Ах! »» у меня длились восемь суток», – был ответ космонавта. Экскурсия в село Петрищево, где была казнена Зоя Космодемьянская, не могла оставить равнодушным, так же, как и встреча с матерью Зои Космодемьянской. На съезде было много запоминающихся встреч с героями ВОВ: Покрышкиным, Кожедубом, Егоровым, Кантрия. Прославленный хоккеист Вячеслав Старшинов подарил на память клюшку. Побывал Виктор Васильевич на встрече с министром путей сообщения Борисом Павловичем Бещевым и был награжден именными часами. Своими яркими впечатлениями по приезду домой Виктор Васильевич делился с коллегами, работниками других организацией, его много приглашали на встречи со школьниками. С воодушевлением продолжил работу в молодежно-комсомольской колонне машиниста Ботвинова, которая не раз побеждала в соц. соревнованиях, отмечался грамотами и благодарностями. За успехи в работе группа представителей колонны, в которую вошел и Виктор Васильевич, была направлена на выставку ВДНХ. В 1985 году, возглавив колонну, стал машинистом-инструктором. Молодому комсомольцу доверили эту ответственную должность, в которой он проработал 21 год до ухода на пенсию. Численность колонны составляла в разные годы до 100 человек и руководить таким коллективом было непросто, но он справлялся с этой задачей на все 100. Сколько раз колонна Виктора Васильевича завоевывала призовые места, переходящее Красное знамя! А еще была выдвинута инициатива водить поезда на сэкономленной электроэнергии, выходили на субботники по так называемому «красному маршруту», т.е. без оплаты и называли эти смены «За того парня». Это была одна из лучших колонн не только на Восточно-Сибирской железной дороге, но и на сети дорог. И локомотивное депо Слюдянски на фоне других депо выглядело по достигнутым показателям очень достойно. Хотя изначально, в связи с несколькими крушениями и происшествиями, попало в разряд «неблагополучных». Благодаря усилению трудовой дисциплины, работе общественных инспекторов, инструкторов, работа коллектива была поднята на высокий уровень и Слюдянское локомотивное депо завоёвывало неоднократно министерские знамёна и поощрения. Еще одним новшеством для обеспечения безопасности движения стало проведение «Дня машиниста», на который приглашались работники вместе с женами, с родителями, чтобы близкие понимали, насколько важен для машинистов и помощников при такой ответственной работой полноценный отдых перед сменой, чтобы не накапливалась усталость, не рассеивалось внимание. Даже ездили по домам, проверяли режим дня работников.

В общей сложности Виктор Васильевич отработал на железной дороге 36 лет. За ударный безупречный труд ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник», «Почетный работник Восточно-Сибирской железной дороги», а также он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Рассказывая о своем трудовом пути, Виктор Васильевич вспоминает железнодорожников-ветеранов, которые повлияли на его выбор профессии: это Дмитрий Дмитриевич Вилков, Николай Никитин, Сергей Юрьевич Чайкин и других.

О своей личной жизни Виктор Васильевич рассказал немного, но самое главное: с женой познакомился на станции Глубокая. Надежда Семеновна приехала в Сибирь по распределению после окончания Уфимского ж/д техникума, тоже всю жизнь отработала на железной дороге. Вырастили двоих детей, радуются четверым внукам. Дочь Екатерина окончила ИРГУПС и работает бухгалтером на железной дороге в Иркутска. Сын Евгений окончил энерготехнический колледж, живет в Слюдянке, работает в Энергосети. Любимым занятием Виктора Васильевича на заслуженном отдыхе стала работа на даче и рыбалка, которой он увлекся, когда появилось свободное время. Встает пораньше и на утренней зорьке ходит с «корабликом» по Бакалу.

 

  Виталий Васильевич Рудых родился 30 августа 1940 года в Слюдянке. Его обрывочные воспоминания раннего детства связаны с войной. Обладая острым зрением, видел на холмах, окружающих Слюдянку, каждое дерево, а детское воображение рисовало, что это идут, надвигаются черной массой фашисты. Еще один фрагмент выхватывает впечатлительная детская память, как старшие братья с криком: «Победа! Победа! » убежали на станцию смотреть бронепоезд, а маленького Виталика не взяли с собой. В Слюдянке в то время электростанция работала только днем, и он помнит, как ему, четырехлетнему малышу, стало обидно и страшно остаться одному в темном доме. Много интересного Виталий Васильевич помнит о своих предках. Дед – Рудых Никанор Григорьевич – родоначальник династии железнодорожников, начинал кочегаром в Слюдянском депо. Сохранилось его удостоверение помощника машиниста паровоза с царской печатью, серебряные часы с гравировкой, подаренные Л.М. Кагановичем (бывшего наркомом путей сообщения). Еще один удивительный документ хранит Виталий Васильевич. На небольшом кусочке бумаги напечатан текст, в котором говориться, что «студент Рудых В. (отец Виталия Васильевича) за большевистские образцы работы во время весенней посевной компании 1932 г. премирован косовороткой и носками». Стразу вспоминается эпизод из фильма «Офицеры», в котором курсанта Трофимова награждают за преданность мировой революции «красными революционными шароварами».

Никуда не деться от горьких воспоминаний о том, как многие из родственников пострадали от репрессий, были арестованы по надуманным обвинениям. Один из них имел неосторожность сказать, что в начале ВОВ у солдат на троих была одна винтовка, и поплатился несколькими годами лагерей. Юный Виталий рано остался в семье за старшего. Ему было 17 лет, когда умер отец. Чтобы помогать семье, после 9 -го класса 50-й школы утроился на Перевал «пробщиком химлаборатории», а когда исполнилось 18 лет, его взяли кочегаром в Депо. С этого начался трудовой путь на железной дороге: от кочегара паровоза до машиниста-инструктора локомотивных бригад. Был самым молодым машинистом. Однажды в Мысовой его несколько раз отгоняли от локомотива, требуя машиниста, не могли поверить, что вот этот щуплый мальчишка – машинист. Много лет Виталий Васильевич возглавлял колонну мотор-вагонного подвижного состава, которая не раз становилась лидером в соцсоревнованиях, ей было присвоено высокое звание «коллектива коммунистического труда». Заочно окончил железнодорожный техникум, проходил курсы повышения квалификации в Московском и Алма-Атинском вузах. Работая тормозником, Виталий Васильевич, случись какая неполадка на линии- обрыв автосцепки или еще какая-нибудь внештатная ситуация- поднимался хоть ночью и целый день мог пропадать на работе. Сдвоенные поезда, тяжеловесы – все эти категории требовали предельного внимания и высокой квалификации. Виталия Васильевича всегда ставили в пример, умел он работать без брака. По праву он гордится знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 километров». Собрался было Виталий Васильевич написать заявление и уйти на заслуженный отдых, но его попросили повременить, помочь в переведении горного участка на переменный ток. Эта работа требовала доскональных знаний участка, особенностей рельефа и управления тормозами. Участок от Зимы до Слюдянки был электрифицирован одним из самых первых, но оставался последним на ВСЖД, где тяга осуществлялась на постоянном токе. Это тормозило дальнейшее развитие дороги, препятствуя увеличению её провозной способности. Тяговые свойства электровозов переменного тока лучше, нежели у электровозов постоянного тока. При прочих равных условиях они способны водить составы большей массы, чем «постоянники». Была разработана уникальная технология переключения электротяги составов с одного рода тока на другой.

И вот в 1995 году на ВСЖД произошло событие поистине историческое: полукилометровый участок Зима – Слюдянка после тщательной подготовки был переведён с постоянного на переменный ток. Причем период переключения, когда движение было прекращено, составил всего 7 часов! В очередной раз железнодорожники делом подтвердили свою способность выполнять самые сложные производственные задания. За многолетний труд, и в том числе за участие в успешном, безостановочном (без изменения графика движения пригородных и пассажирских поездов) переведении участка на переменный ток, Виталию Васильевичу присвоено звание «Почетный железнодорожник». Сам министр путей сообщения Геннадий Матвеевич Фадеев вместе с начальниками железных дрог приехал на открытие участка и отметил: «Вот как надо, не останавливая дорогу, перевести её на переменный ток! ». Это был действительно уникальный случай, а для Виталия Васильевича – ещё один обыденный эпизод в длинной цепи непрерывной сложной работы, которая длилась на протяжении 37 лет.

Поручали Виталию Васильевичу и другие ответственные работы, одна из которых составление инструкций по вождению длинносоставных поездов, так как были уверены, что и с этой работой Виталий Васильевич справится без сучка, без задоринки. Обойдя всех ветеранов-паровозников, изучив опыт предшествующих поколений, Виталий Васильевич написал инструкции, которые железнодорожники до сих пор изучают и пользуются ими.

Кроме высокой награды «Почётный железнодорожник», Виталий Васильевич награжден знаком «Почетный работник ВСЖД», за многочисленные рационализаторские предложения – медалью «Лауреат ВДНХ», получил диплом патентоведа. Избирался депутатом Иркутского областного совета депутатов.

Душа болит у Виталия Васильевича за нашу Родину, за то, что не умеем мы ценить наших талантливых людей. Сколько рацпредложений было закопано в землю, не использовано для развития промышленности – преступная беспечность, когда тратятся огромные средства для покупки готового за рубежом.

С женой Людмилой Виталий Васильевич живет в браке более 45 лет. Трудовая биография Людмилы Александровны тоже связана с железной дорогой. Вырастили двух дочерей и сына. Но никто их детей не выбрал железнодорожной специальности – с детства на примере родителей видели, какая это сложная и ответственная работа. Свое свободное время на заслуженном отдыхе Виталий Васильевич отдает даче. Такого дома-красавца вы не найдете во всей округе: весь в резных кружевах, сделанных своими руками, просто загляденье! С юмором рассказывает, что начал разрабатывать выделенный семье участок с постройки туалета. «Как у американцев, – поясняет Виталий Васильевич, — это первая необходимая постройка. Все соседи забегали в гости», – смеется он. А просто отдыхать на диване Виталий Васильевич не научился, да и дел на участке хватает: то теплица требует обновления, то малину пора пересадить на другое место.

 

     Вера Алексеевна Евдокимова

С педагогом Верой Алексеевной Евдокимовой я познакомилась, придя к ней домой. Хоть в школе она уже и не работает, но в её доме по-прежнему звучат голоса школьников, здесь они частые гости: приходят на дополнительные занятия подтянуть свои знания. Поэтому она и сейчас, в свои 84 года, в курсе школьной жизни, с радостью готова поделиться своим богатым опытом.

Вера Алексеевна родилась в Слюдянке в 1937 году. Дедушка по отцовской линии в начале 20 века приехал сюда из Рязанщины тянуть железную дорогу, от него и пошла династия железнодорожников. «Железная дорога – это наш хлеб, наша любовь», – не скрывает Вера Алексеевна своей гордости за родных.

Родительский дом находился рядом со школой № 50, в которой в годы войны располагался госпиталь. Хорошо помнит, как привозили со станции на грузовиках раненых, как выносили из ворот хоронить умерших. У выздоравливающих бойцов дети покупали кусочки хлеба, просовывая деньги через щели забора (взрослым бойцы хлеб не продавали). Запомнила маленькая Вера и начальника госпиталя Виталия Порфирьевича Снедкова, его благородную внешность, аккуратную бородку: рано утром, всегда серьезный, он шел по улице Слюдянских Красногвардейцев к госпиталю. Когда во втором классе из школы № 51 ребята перешли в уже переформированную после госпиталя школу № 50, там стоял стойкий запах лекарств, который долго не выветривался из старых деревянных стен.

Как дети любили стою старенькую, но такую теплую уютную школу! Хоть пол на втором этаже ходил ходуном, а уроки физкультуры проходили в коридоре на первом этаже. Зато после уроков вечерами всегда можно было пообщаться, поиграть, никто никогда не выгонит. Директоров, Нину Михайловну Балобанову и сменившего её Федора Федоровича Девяткина, ребята просто обожали, даже, можно сказать, боготворили. Вспоминаются потрясающие октябрятско-пионерские «посиделки» в зале с занавешенными окнами, посредине «горит» имитация костра, и Нина Михайловна (она преподавала историю) рассказывает о Великой Отечественной войне, о её героях, о наших земляках.

А сколько было веселой суматохи при подготовке к Новому году! Девочки разучивали танец «снежинок», родители обязательно старались сшить костюмы, несмотря на то что в послевоенные годы любой кусочек ткани был дефицитом. Наверное, эти детские впечатления радости общих дел и праздников впоследствии зажгли в Вере Алексеевне огонёк задора и желание дарить эти эмоции своим ученикам.

В начальной школе, как многие девочки, Вера была очарована профессией учителя. С малышней во дворе играла «в школу», проверяла «тетради», сделанные из каких-нибудь клочков – бумаги то не было. «А я и сейчас хочу проверять тетради! »- смеется Вера Алексеевна. После школы она поступила в Иркутский педагогический институт и, окончив его, по распределению пошла работать в школу № 1. Кроме основательной подготовки к урокам русского и литературы, она с энтузиазмом бралась за внеклассную работу: для смотра художественной самодеятельности разучивала с детьми танцы, вела фотокружок со своим ФЭДом и всеми фото принадлежностями, организовывала турслеты, играла в драмкружке ДК «Горняк». Когда молодая учительница шла из школы, влюбленные ученики провожали её шумной стайкой до самого дома. Они и теперь звонят со словами благодарности за ту интересную школьную жизнь, за доброту, за внимание к каждому. Жизнь забросила Веру Алексеевну в Приморский край. Более тридцати лет проработала она сначала в вечерней, потом в общеобразовательной школе Дальнегорска. И здесь неуемная энергия Веры Алексеевны не оставляла ей свободного времени, благо должность завуча по внеклассной работе, а летом – директора оздоровительного лагеря давали возможность проявить в полной мере творческую фантазию и талант организатора. Чего стоят только наблюдения за ночным небом в ожидании прилета НЛО! Какой учитель согласится сидеть с ребятами несколько вечеров подряд у реки, вглядываясь в звёздные миры? А как вам отрядный марш с барабанным боем ранним утром по улицам городка в День пионерии? Сколько всего было, сейчас и не вспомнить. Когда дети Веры Алексеевны (дочь и два сына) выросли и разъехались, она решила вернуться в Слюдянку. Здесь её уже ждала родная 50-я школа, в которой она проработала, по её словам, «в счастье» до 70-ти лет. И опять всё тот же неуемный характер не давал ей покоя, не могла она просто отвести уроки и уйти домой. На общественных началах она взялась за организацию школьного музея. Вместе с ребятами и учителями собирала материал, оформляла первые стенды.

Интересное наблюдение высказала Вера Алексеевна: когда меняется положение в стране, обязательно жди перемен в школе, и не всегда эти перемены к лучшему. Если говорить о сегодняшнем дне, далеко не всё ей нравится. Занимаясь с ребятами, она видит, какие слабые знания у сегодняшних школьников, как мало они усваивают на уроках. «Вот он только пришел со школы, а уже не помнит, какую тему проходили сегодня», – огорчается Вера Алексеевна. Она невольно задается вопросом, с чем это связано. То ли ученики стали более рассеянными, то ли учитель не уделяет всем детям должного внимания, недостаточно контролирует, как они усваивают материал. До сих пор, готовясь к занятиям, она пишет поурочный план, продумывает до мелочей, как лучше донести до ученика ту или иную тему. «Вот взять интернет, вроде очень полезная вещь», – рассуждает Вера Алексеевна, все можно узнать, но большинству он не помогает. Ребята не ищут там полезную информацию. Например, задали сочинение о мужестве. А что это такое? Ведь чего проще открыть телефон и прочитать об этом понятии, но у ребят даже не возникает такой мысли». Сама Вера Алексеевна и сейчас старается не стоять на месте, узнавать новое и отдавать – отдавать свое сердце детям, вот только пусть оно бьется без перебоев!

 

  

Галина Павловна Ульянова – свидетель страшных событий блокадного Ленинграда.

Как  вместить долгую, непростую жизнь, наполненную и трагическими и многими радостными событиями в рамки короткой газетной статьи?

С Галиной Павловной Ульяновой первый раз я встретилась на мероприятии в школе -интернат № 23, посвященном дате полного снятия блокады Ленинграда. Она сразу покорила меня своей простотой в общении, чрезвычайным тактом и добротой. Да и ребята, участники мероприятия, почувствовав тепло и доброжелательность, исходившие от Галины Павловны, прониклись к ней большой симпатией и без страха расспрашивали её не только о событиях пережитых страшных дней войны, но и о личной жизни, о том, что интересует каждого человека – о семейном счастье. Это ли не высшая степень доверия?! А Галине Павловне можно доверять во всем, настолько это надежный, честный и очень скромный человек. Она правдиво делится своими тяжелыми воспоминаниями, хоть это и непросто. Вспоминать ужасы выживания в осажденном фашистами городе, еще раз пропускать через свое сердце горе утраты самых близких и дорогих людей, что может быть печальнее…

Родилась Галина Павловна 4 июля 1935 года в Ленинграде в большой, дружной семье. Детские радости оборвались для девочки Гали 22 июня 1941 года, когда, идя через парк в кино, они с братом услышали по радио известие о начале войны. Помнит, как заволновались, зашумели люди вокруг. Конечно, сразу же побежали с братом домой, а там мама плачет, отец сидит за столом, обхватив голову руками. В первые месяцы их вывезли в пригород Ленинграда, но потом вернули обратно. По дороге в Ленинград их везли в открытых грузовиках. Галю мама закутала в одеяло, чтоб не замерзла.

Мамин брат Сергей ушёл на фронт. Отец вместе с заводом, на котором он работал механиком, был эвакуирован, но до места назначения эшелон не дошел, был разбомблен и о дальнейшей судьбе отца ничего не известно, скорее всего, он погиб. В Ленинграде вместе с мамой остались маленькая Галя, 12-летний брат Георгий, годовалая Наташа, бабушка и дедушка (родители мамы Галины Павловны). Начались бомбежки. Очень быстро стало голодно. Первое время семью выручал мешок желудей, оставшийся еще с тех пор, когда дедушка работал на складе. Сил на то, чтобы спускаться в бомбоубежище, не было, поэтому оставались в квартире. Не забыть ей тех лет, когда лишившись детства, повзрослев до поры, пришлось взять на себя большую часть забот о родных. Как самая крепенькая из всех, ходила с бидончиком за водой на Неву, стояла за скудным хлебным пайком. Как по утрам проверяющие проходили по квартирам и кричали: «На вынос есть?» А мама, когда умерла маленькая сестрёнка, завернула её в пикейное одеяло и несколько дней прятала в квартире, чтобы еще хоть какое-то время получать положенный паек. Уже в августе 1941г. ушёл из жизни дедушка. Вслед за ним через полгода умерла бабушка. Затем слег и уже не поднялся брат. Его, как и сестрёнку, умерших от голода, маленькая Галя с подружкой увезли на саночках в братскую могилу, которая находилась рядом с церковью. Мама, как могла, подкармливала Галину, отдавала ей свои кусочки хлеба. Но в одно утро и она не встала, наказав с вечера Гале, не будить её, пообещав маленький подарочек в буфете. Им оказался кусочек сушеной воблы. Какое-то время Галя жила у соседки, потом её забрали в спецприемник. Оттуда, как и остальных детей-сирот уже по отрытой «дороге жизни» перевезли в детский дом в деревне Дуденево Брейтовского района Ярославской области. Не забыть ей вкус сайки, которую дали каждому ребенку местные жители. Вся сайка была замотана тряпочкой, торчала только частичка, которую можно было съесть, ведь истощенные дети могли умереть, съев все сразу. В детдоме прожила Галя девять лет. Здесь пошла в школу. В 15 лет Галина поступила учиться в Рыбинское ремесленное училище, получила специальность токаря. По распределению её в числе 150-ти выпускников отправили в Иркутск на завод тяжелого машиностроения. Здесь она встретила свою судьбу – мужа Аркадия Владимировича. С ним они вырастили и воспитали дочь и сына. В 1964 году семья перебралась в Слюдянку, поближе к родственникам мужа. Сорок три года отдала она своей профессии, работала в Рудоуправлении, в механическом цеху. Из семи токарей, она была одна женщина – станочница, и только ей был присвоен самый высокий 6-й разряд. Сама трудилась ударно и товарищам по работе всегда помогала, и не потому, что была бригадиром, а потому что такой она человек, все привыкла делать на совесть и душа у нее отзывчивая. О ее мастерстве, о наставничестве молодежи, о работе в профсоюзном комитете не раз писалось в газетах. Галина Павловна неоднократно награждалась почетными знаками «Победитель социалистического соревнования». Медаль «За доблестный труд» Галине Павловне вручили в областном комитете партии. Ушел из жизни муж, с которым вместе прожито 44 года. Но и сегодня Галина Павловна сохраняет твердость духа, трудится на даче, занимается заготовками, живет в окружении любящих внуков и правнуков, дочь Марина и сын Алексей всегда готовы прийти ей на помощь, оберегают её от лишних волнений. Сердечно поздравляю Галину Павловну с приближающимся Днём рожденья и желаю крепкого здоровья!

 

 

Стелла Какора

 

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.